Главная » 2013 » Декабрь » 30 » Ламповый двухтактный усилитель начального уровня - опыт создания.
11:40
Ламповый двухтактный усилитель начального уровня.
После сборки однотактного усилителя захотелось сделать что-нибудь по мощнее, но я и представления не имел с чем мне придется столкнутся. Прежде всего пришлось пересмотреть десятки схем, на специализированных ресурсах интернета. Так как требовалась большая мощность, то схемы с одной лампой на выходе пришлось отставить - даже параллельное или тройное соединение ламп в одно-такте, не обеспечит серьёзной мощности, конечно если это не 6П45С или 300В - при высоком анодном. Но КПД такой конструкции не выдерживает никакой критики, поэтому пришлось пойти по стопам фирмы Marshall и взять за основу стандартную двухтактную схему, с 6Н9С в фазоинверторе. Именно такое включение позволяет без искажений по АЧХ и амплитуде повернуть фазу сигнала и равномерно усилить каждую полу-волну.
Принципиальная схема усилителя мощности на лампах.
Детали собирал по всей России - лампы 6П3С (вместо 6П6С - решил поставить 6П3С) с Новосибирска, 6Н1П (вместо 6Н9С) с Уфы, трансформаторы со Смоленска. Вы можете оставить в схеме и оригинальные лампы. Всё остальное - терпение и ручная работа.
Основным элементом лампового усилителя является выходной трансформатор. Поскольку сложность изготовления трансформаторов является препятствием не только для новичков, но и для многих опытных радиолюбителей, то выбор был сделан в пользу готовых трансформаторов. Но специально рассчитанные и намотанные выходные трансформаторы, как правило очень дороги. Интересное альтернативное решение было предложено С. Комаровым в цикле статей журнала «Радио» - это использовать унифицированные трансформаторы ТАН в качестве выходных. Основное преимущество такого варианта - цена, которая на порядок ниже звуковых выходных трансформаторов. Это и послужило основным фактором в пользу использования трансформаторов ТАН.
Для данного усилителя были выбраны, доступные трансформаторы ТАН3-127/220-50.
Вместо данных трансформаторов вполне можно использовать ТАН13, ТАН14, ТАН15, а также ТАН27, ТАН28 ТАН29. Для использования трансформаторов ТАН в качестве выходных необходимо учесть, что сетевая обмотка трансформатора должна была раздельной, с отводом на 127 вольт (трансформатор маркируется как 127/220).
В качестве силовых трансформаторов так же использованы ТАН3. Здесь уже вполне подойдёт и трансформатор с сетевой обмоткой только на 220 вольт (ТАН3-220-50). Путем последовательного соединения вторичных обмоток на выходе трансформатора получаем необходимое напряжение.
Блок питания усилителя собран по классической трансформаторной схеме (смотри схему) с мостовым выпрямителем и LC-фильтром. Для увеличения нагрузочной способности накальные обмотки соединены параллельно. Для уменьшения уровня фона создана искусственная средняя точка из резисторов R15 и R16. В LC-фильтре применены унифицированные дроссели Д21Н, индуктивностью в 2,5 Гн и рассчитанные на ток 0,14 А. Обмотки дросселя включены последовательно.
Не столько для продления службы ламп, а скорее от различных призвуков, раздающихся из динамиков в процессе разогрева катода, решил добавить в усилитель мощности схему задержку подачи анодного питания.
Задержка анодного напряжения около минуты, схема простая, из дорогих деталей - всего один полевой транзистор.
Как известно, в любом электронном устройстве вообще, а в ламповой технике особенно, корпус - самая сложная часть конструкции, которую проблематично сделать в домашних условиях. На его изготовление часто уходит даже больше времени, чем на электронную начинку.
Немало пришлось поработать над металлическим корпусом, чтоб достойно и стильно смотрелся на столе, среди современной аппаратуры, но результат того стоил.
Когда вся конструкция светится жёлтыми и синими огоньками - получается на редкость красивое и успокаивающее зрелище. Лампы у меня не подобранные, поэтому пришлось подбирать катодные резисторы R12-R12' (в оригинальной схеме катоды выходных ламп соединены вместе и к ним подключен один резистор и конденсатор), баланс между анодами выходных ламп получилось в итоге 0,09В.
Может кто скажет что это чисто гитарный усилитель - пентодное включение выходных ламп, трансформаторы на выходе обычные унифицированные ТАНы... Но этот ламповый усилитель мощности играет лучше, чем музыкальные центры средней ценовой категории.
подскажите почему при использовании тан3 не использовали выводы крайние 3 и 6, а вот в тан13 что вы нарисовали или дали рекомендации по тан16 используете крайние 3 и 6 в первичных обмотках? в чём разница и почему так вот
ТАН3 в статье рекомендован автором и его подключение - авторский вариант. ТАН13 и ТАН16 подключены так, чтобы коэффициент трансформации был максимально приближен к авторскому варианту. Посмотрите схемы и напряжения обмоток этих трансформаторов, и вам будет понятно.
Доброго времени суток, подскажите почему при использовании тан3 не использовали выводы крайние 3 и 6, а вот в тан13 что вы нарисовали или дали рекомендации по тан16 используете крайние 3 и 6 в первичных обмотках? в чём разница и почему так вот? Благоадрю и с уважением
Не обязательно, но Вы можете поэкспериментировать и сравнить, как изменится звук с конденсаторами и без них. Вообще любой ламповый усилитель - это модель для творчества. Можно экспериментиоровать, как угодно и сравнивать полученные результаты.
Для данных в рекомендациях включений, подходят (кроме рекомендованных в статье) ТАН1, 2, 41, 42, 43, 55, 56, 57. Но при желании можно использовать любой, включив его обмотки по напряжениям так, чтобы отличия от рекомендованных в статье было минимальным. Например ТАН16 можно попробовать подключить так; использовать обмотки 1-3, 11-12 и 15-16 - это для одной половины и соответственно для другой 4-6, 13-14 и 17-18. Вторичка подключается как в статье. Обмотки на 80 вольт здесь использовать не желательно, так как они намотаны более тонким проводом, в отличии от других обмоток.
6П7С - лампы мощнее 6П6С, поэтому напряжение смещения у них больше. То есть нужно увеличить сопротивление катодных резисторов (12) до 180-200 Ом, чтобы увеличилось напряжение смешения на сетке лампы. На катодах, при использовании этих ламп, напряжение должно быть в районе 16-16,5 вольт (подбирается резисторами).
Здравствуйте, попробовал поставить лампы 6п7с, приэтом сильно нагреваються резисторы R12,неподскажите в чем дело и какое напряжение должно быть на катодах при использовании 6п7с.
Здравствуйте, я сделал проше ,подключил для тан-13,R11 к выводу 4, а R13 квыводу 3, от сеток к + питания, усилитель стал играть лучше и громче на колонки вега 35ас.
Нет не нужно. Можно сделать так. Поставить сдвоенный переключатель на два режима. Триодный и ультралинейный-пентодный. Соединить его нужно, чтобы в триодном режиме - было так как на схеме, а в пентодном-ультралинейном резисторы в сеточных цепях выходных ламп (R11-R13) - отключались от анодов ламп и подключались к обмоткам выходного трансформатора. Для ТАН3 - R11 подключался к соединению выводов 7-14, R13 подключался к соединению выводов 10-11. Для ТАН13, R11 - соответственно к выводам 7-6, R13 - к выводам 1-10. И с помощью этого переключателя можно выбирать разные режимы работы выходного каскада и сравнивать звучание.
На какие колонки слушаете? Данный усилитель рассчитан на работу с динамиками для ламповых усилителей (бумажные) в открытых колонках. Если применяете колонки с компрессионными динамиками или динамиками , предназначенными для работы в закрытых ящиках с резиновым гофром), то у таких динамиков пониженная чувствительность. Естественно усилитель с ними будет работать гораздо тише.
Металл просто используется, как экранировка цепей от наводок, но если нет возможности, то можно, если хороший блок питания, цепи грамотно разведены (сеточные цепи подальше от анодных) и экранированы. Во многих промышленных приёмниках УНЧ делали даже на печатной плате, ("Ригонда", "Романтика") и ничего, работали нормально.
На каких колонках слушаете? Какие там динамики и активное сопротивление? Я Вам давал подключение ТАН-13 для колонок на 8 Ом, для 4 Ом - это будет точка соединения (выводы 21-22).
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем.